Голобородова Виктория Анатольевна Психолог, Ведущий тренингов

МАК и дети. Техника «Чего же я хочу?»

Мой блог / Просмотр публикации

Коллеги! Хочу представить вам свою новую колоду для консультирования детей «Умняшки-объясняшки». 

Колода создана для консультирования детей от 5 до 10 лет.

В колоде 130 карт: 20 – образов девочек, 20 – образов мальчиков, 30 – сюжетов травм, 30 – сюжетов ресурсов, 30 – сказочных предметов. Каждая часть колоды имеет свой цвет «рубашки», что позволяет специалисту легко ориентироваться во время работы.

С какими запросами работает:


• Низкая самооценка у ребенка;

• Осознания себя и своих желаний;

• Поиск ресурсов;

• Детские психологические травмы;

• Определение проблемы у ребенка;

• Травма "внутреннего ребенка";

• Детские капризы.
 
Детей я редко консультирую, исключительно из-за неизбежного взаимодействия с их родителями, но в этот раз просто удовольствие: и колоду интересно было попробовать, и детки расчудесные. 
Начну с девочки, 8 лет. Зовут Елизавета. Семья полная, благополучная.
Мама обозначила проблему так: отдали заниматься танцами, потому что Лиза сама захотела. Но очень скоро порыв прошёл, девочка утратила всякий интерес, ленится, ищет повод, чтобы не пойти на занятия. Мама же считает, что нельзя идти на поводу и за свои действия надо отвечать. Мои аргументы, что ребёнок имеет права передумать, что нельзя заставлять насильно и т.д., никакого результата не возымели. Радуюсь, что девочка оказалась значительно более открытой и сговорчивой, и работать с ней было одно удовольствие.


Технику назвала «Чего же я хочу?». Работаем в открытую.
1. Из портретной части предложить ребёнку достать карту, как он себя видит или чувствует сейчас. Расспросить, что нравится и не нравится в этом состоянии.
2. Если будет необходимость,  попросить достать образ, на который хочется быть похожим. И вновь расспросить почему выбрала именно его, чего не хватает в нынешнем состоянии и что изменится, если ребёнок станет похожим на желанный образ.
3. Провести параллель между двумя образами и попытаться показать ребёнку, что хорошего в его состоянии сейчас, надо ли ему действительно стремиться к желаемому и что необходимо для этого сделать.
4. Предложить из карт - сказочных предметов достать любой, который поможет осуществить задуманное. Подробно расспросить об этом. Из ответа специалист сможет понять, что для ребёнка является ресурсом, умеет ли он им пользоваться и т.д.
5. А затем из карт - ресурсных сюжетов попросить достать реальную (не сказочную) ситуацию, которая может помочь ему.
6. Сделать выводы, подвести итоги и идти с результатами к родителям. И пусть они вас услышат. 

С разрешения мамы, фрагмент консультации.
Удобнее всего, в данном случае, описать наш диалог.

«-Елизавета, почему ты, описывая себя, выбрала именно эту карту?



- Потому что я не хочу танцевать, а меня заставляют. И эта девочка на карте тянет ногу, ей не хочется, но она улыбается, как нам велят и у неё такая же дурацкая причёска, когда мы танцуем. А я люблю распущенные волосы. И у неё толстенькие ноги, как у меня...
- Так. Но ведь ты хотела заниматься танцами?
- Это я в начале хотела. Потому что папа сказал, что это красиво, что я похудею, и он будет приходить смотреть, как я танцую.
- А что же случилось потом?
- А потом случилось то, что мне все время стали говорить: хватит есть сладкое, папа ни разу не пришёл посмотреть, как я танцую, и у меня даже нет времени погулять или поиграть, потому что или уроки, или танцы, на которые меня водит бабушка. А ехать до этих танцев целый час.
- Я поняла. А выбери теперь карту девочки, на которую тебе бы хотелось быть похожей, если, конечно, такая есть.
- Есть. Я видела. Вот.

- Ух ты, какая красавица. А тебе не показалось, что эти две девочки,  чем - то похожи? Если мы оденем первую в такое же красивое платье, представь, как она будет выглядеть?
- Нууууу, не знаю....
- Хорошо. Тогда скажи, чем тебе так нравится эта девочка?
- Нууу, у неё красивое лицо, фигура, платье, причёска...
- Правильно ли я понимаю, что она здесь на каком-то балу?
- Ну да...
- Значит, она умеет танцевать?
- Да...
- А ты понимаешь, что и ровная спина , и хорошая фигура, и грация, и умение танцевать,  у неё откуда-то взялись? Люди же не рождаются со всеми этими достоинствами. Ну, или очень редко.
- Да понимаю.
- Значит, чтобы все это уметь и иметь, она чем-то занималась. Как ты думаешь, чем?
- Что ли, она тоже ходила на танцы?
- Предполагаю, что так. И это значит, если ты продолжишь заниматься, то очень скоро станешь на неё похожей. Если, конечно, захочешь...
- Ну, я хочу, конечно, так выглядеть, но не знаю, хочу ли я дальше танцевать...
- А давай представим, что у тебя есть возможность выбрать какой-нибудь волшебный предмет и стать такой, как эта девочка, без всяких усилий. Что ты выберешь?



- О! Тогда вот это волшебное зеркало. Я в него смотрюсь и сразу, как та девочка.
- Когда смотришься - да. Оно волшебное и показывает то, что ты хочешь увидеть. Но выглядишь ли ты так на самом деле?
- Не подумала. Тогда я возьму волшебную палочку. Оп, взмахнула и красавица.
- Представляю, сколько взрослых тётенек хотели бы обладать такой палочкой.

Скажи пожалуйста, взмахнула, стала красавицей и что изменилось в твоей жизни? Кстати, как тебе выражение лица этой девочки? Она счастливая?
- Ну, все стали бы мною восхищаться.
- Так. Восхищаются, восхищаются, смотрят, завидуют. День, два, три, а потом?
- Чего-то надоело... Может и ей тоже? Поэтому она вниз смотрит и не улыбается.
- Ладно. Давай ещё подумаем. Ты такая, как эта девочка. Что хорошего тебе это даёт?
- Папа бы мною гордился.
- А чем именно?
- Что я красивая, умею танцевать.
- А ты думаешь из-за того, что ты пока плохо танцуешь, он тобой не гордится?
- Ну, думаю нет. Он меня никогда не хвалит, никуда со мной не ходит...
- Вы не очень часто общаетесь?
- Ну да. Он поздно приходит с работы, всегда уставший.
- Может быть он просто сильно устаёт? И все дело в этом? А он любит тебя и гордится. И для этого не надо становиться другой девочкой?
- Не знаю.
- А сейчас,  ты по-прежнему хочешь быть похожей на эту девочку?
- Ну да. Она мне очень нравится. Тогда, может, все-таки есть смысл походить на танцы, чтобы иметь хорошую осанку, фигуру, уметь танцевать? Для самой себя, чтобы нравиться самой себе?
- Ну можно. А палочку тогда куда?
- Предлагаю приберечь ее до того момента, когда она действительно может понадобиться. Как думаешь?
- Ну ладно.
- А могу я попросить тебя достать вот из этой части карту, где тебе очень нравится ситуация, и когда она произойдет, то ты и на танцы будешь ходить с удовольствием и увидишь, что может быть тебе и на надо ни на кого быть похожей?
- Вот...
- Это что ты достала?
- Я и мой папа...»

Коллеги,  думаю, здесь никакие комментарии не нужны. Жду на консультацию папу...

 

 

Теги: Виктория Голобородова, обучение Метафорическим ассоциативным картам, дистанционное обучение МАК, обучение МАК в Москве, сказкотерапия, обучение сказкотерапии
Комментарии
Наталья Косякова
Впечатлила ваша история! Спасибо за публикацию! Карты вкупе с талантливыми специалистами, и правда, творят чудеса,@
№1 | 13 ноября 2019
Голобородова Виктория Анатольевна
Наталья Косякова, спасибо! Сама впечатлилась. Работа с детьми всегда невероятно интересна и трудна одновременно.
№1 | 13 ноября 2019
Альхалф Александра Яковлевна
Наталья спасибо за ваш опыт, здорово!!!
№1 | 13 ноября 2019
Пояркова Марина Сергеевна
Наглядный пример того, как дети что-то делают, чтобы привлечь внимание родителей, чтобы нравится им, чтобы их любили!
Голобородова Виктория Анатольевна писал(а):
Сделать выводы, подвести итоги и идти с результатами к родителям. И пусть они вас услышат.
Да, вот это порой как раз самое сложное! Очень часто родители не хотят слышать специалиста!Благодарю за статью, очень познавательно! Карты у Вас интересные, детям наверняка нравятся. Картинки, понятные для любого ребенка.
№1 | 13 ноября 2019
Лебедева Полина Алексеевна
Спасибо за наглядный пример работы.
№1 | 13 ноября 2019
Алексеева Светлана Юрьевна
Великолепно! Работа с детьми очень ресурсна для психолога, результативна, дети легко откликаются. А что если такую консультацию проводить вместе с родителем, чтобы он сам все видел, возможно ли это, на Ваш взгляд?
№1 | 13 ноября 2019
Такаяже
А я на месте этой девочки еще представила свою маму (про себя уж и говорить нечего) ,и все вопросы в теме "понять и простить ее" решились сами собой.
№1 | 13 ноября 2019
Голобородова Виктория Анатольевна
Такаяже, спасибо!! Видимо, лучший выход
№1 | 13 ноября 2019
Голобородова Виктория Анатольевна
Алексеева Светлана, да в идеале. Но, по опыту, дети не раскрываются и в ответах ждут одобрения родителей.
№1 | 13 ноября 2019
Шуликова Ирина Викторовна
Виктория, спасибо за интересный пример из практики и за презентацию колоды. Карты яркие, красивые и видно, что работающие.Я работаю с детьми. Есть ли возможность приобрести вашу колоду?
№1 | 13 ноября 2019
[ Читать все комментарии (21) ]    [ добавить комментарий ]